Т.к. Штефансдом является церковью, то здесь каждый день проходят богослужения: в рабочие дни в 7 утра, а в выходные в 10 утра. Службы проходят по всем большим праздникам: Рождество, Пасха, Троица. В эти дни церковь удивительно красиво украшена. По большим праздникам и по особенно торжественным случаям звонит Пуммерин (Pummerin), колокол оповещает своим звоном о начале церковного праздника.
Штефансдом является культурным сооружением, ему посвящены многочисленные исследования, книги, альбомы. Неповторимость собора и тысяч деталей, из которых он состоит, делают собор культурно-исторической и археологической сокровищницей. Каждая деталь имеет свое предназначение и историю: алтарь, ворота, башни, колонны, картины… Штефансдом полон тайн: на стенах можно увидеть удивительные рисунки, смысл которых не до конца известен. Здесь же можно обнаружить меру длины ткани и размер каравая хлеба. Любой средневековый покупатель мог проверить по ним купленный товар.
Ежегодно почти 2 миллиона туристов посещают Вену, и все они обязательно осматривают Штефансдом. У собора две башни: южная (высота 136м), можно подняться по лестнице и северная, снабженная лифтом. Кроме того можно спуститься в катакомбы. Тот, кто был в Вене и не посетил "Steffl" может не утвеждать, что он видел Вену!
Среди уличной толчеи, многоголосой разноязычной толпы, в окружении витрин модных магазинов и маленьких кафе, по соседству живыми фигурами, шарманщиками, фокусниками и фиакрами вдруг возникают потемневшие от времени стены и, уходящие в высоту башни собора...
Штефансдом - одно из выдающихся кафедральных сооружений в мире, его история уходит своими корнями в глубину веков. Собор строился, перестраивался, реставрировался в течении многих столетий, его история неотделима от истории Вены и Австрии.
Собор перестраивался три раза. Первая постройка находилась за пределами городских стен и сооружалось в 1137г как приходская церковь. Вплоть до XVIII века рядом находилось кладбище, на котором проводились захоронения. И лишь в 1732г по приказу кайзера Карла V кладбище было закрыто.
В 1147г собор освятили в качестве трехнефной романской базилики с поперечным нефом и хором в честь святого Штефана. Первое письменное упоминание относится к 1221г.
В 1230 на том же месте стали строить новый храм в позднероманском стиле. Окончание постройки задерживалось в связи с пожаром 1258г. Именно этим временем датируется западный фасад с "Воротами гигантов" ("Riesentor") и "Языческие башни" ("Heidentuerme"). Новое строительство в готическом стиле началось 1304г. К 1340 году собор перестроен в готическом стиле.
В 1359г по приказу герцога Рудольф IV, основателя, начались работы по расширению храма, началось возведение нефа и южной башни, и в последующие 100лет строительство шло медленно, но непрерывно до 1523г. Именно при герцоге Рудольфе IV сложился сегодняшний облик Штефансдома. Строительство собора осуществлялось в трудных условиях: Богослужение должно было продолжаться и строительные работы не должны были ему мешать. Таким образом вокруг старого романского продольного нефа выросли новые готические стены.
В 1433г при герцоге Рудольфе IV было закончено строительство южной башни, высота которой составляет Позднее предлагались различные проекты достройки Северной башни, но венцы уже привыкли к ассиметрии в силуэте собора. И теперь Штефансдом выглядит почти также как и в середине XVI века.
В течение последних военных дней Штефансдом сильно пострадал при пожаре, хотя большая часть готической структуры осталась нетронутой. Пуммерин тоже пострадал - он упал во время пожара и разбился. Казалось, что Собор потерян, но жители Вены решили восстановить его. В этом им помогали все австрийцы. Жители Бургенланда пожертвовали деньги на скамьи для причастия, Каринтии - на люстры, Нижней Австрии - на каменный пол, Зальцбурга - на ларец для хранения святого причастия, Форарльберг - на места для сиденья , Тироль - на окна, Штирия - на портал в "Вортах гигантов", Вена - 230.000 покрытых глазурью черепиц для крыши, Верхняя Австрия - на новый "Пуммерин". Все девять земель приняли участие в восстановлении Штефансдома. Но только через 7 лет при всеобщем участии собор был восстановлен, и Австрия вновь обрела свой символ. 23 апреля 1952 весь Штефансдом был открыт вновь.
Художественное богатсво Штефансдома огромно: внутри собора находится немало памятников искусства и реликвий - средневековые скульптуры и частично сохранившиеся витражи, погребальные плиты и надгробрные памятники. Пристального внимания заслуживают алтарь из Винернойштадта, относящийся к 1447 году и алтарь 1513 года с изображением Петчской мадонны, особо почитаемой и любимой. Одним из главных художественных памятников является кафедра, высеченная из камня Антоном Пильграмом (1514 – 1515). Перила лестницы кафедры украшены изображениями жаб (символ тьмы) и ящериц (символ света), что имеет символическое значение и означает борьбу Добра со Злом.
Здесь покоятся императоры и ученые, богатые купцы и епископы: от герцога Рудольфа IV и принца Евгения Савойского до знаменитых зодчих Фишера и Хильдебрандта.
Часы работы:
Понедельник-Суббота: 6.00-22.00
Воскресенье и праздничные дни: 7.00-22.00
Адрес:
Stephansplatz 3, 1010 Vienna.
Источник: www.vienna-austria.ru